Книга, которую вы держите в руках, — не пособие по нумизматике. В ней обсуждаются преимущественно теоретические, политэкономические проблемы денег и денежного обращения, а это — занятие не менее увлекательное, чем собирание старых монет.
Задача автора — показать разнообразие мира денег и попытаться вместе с читателем увидеть, что скрывается за всеми этими блестящими, звенящими, хрустящими, разноликими вещицами. Есть в них нечто такое, чего не увидишь, сколько ни гляди на купюру или монету, — нечто, относящееся к миру людей, а не вещей.
Продемонстрировать многообразие форм существования денег — задача сама по себе благодарная. Наверное, всем было бы интересно познакомиться со многими видами денег и денежных средств. Но совсем не ради развлечения говорится о разных деньгах, известных из экономической истории. Только через разнообразие можно выявить единое, составляющее суть денег, понять, что деньги — это общественное отношение.
Популярное изложение политэкономического понимания денег составляет основное содержание книги. В этом плане в ней нет ничего такого, что не встречалось бы в специальной литературе. По одним вопросам излагаются точки зрения, общие для всех советских экономистов, по другим — позиция немногих авторов. Невозможно было обойти проблему происхождения денег, ибо ответить на вопрос "Как появились деньги?" — значит почти объяснить, что они собой представляют.
В решении проблемы происхождения денег есть ключевой вопрос: когда они появились? Если бы речь шла об элементе материальной культуры, о вещи, ответить на этот вопрос тоже было бы непросто, но положение неимоверно усложняется, когда под категорией "деньги" мы понимаем некоторое общественное отношение.
Деньги, как общественное отношение появились очень давно, раньше, чем государства, и даже до того, как человек стал пользоваться металлами. Многочисленные свидетельства использования денежных средств в глубокой древности и в современных обществах, живущих в условиях первобытно-общинного строя, могут показаться простым перечислением занимательных исторических и этнографических фактов. Но все эти факты последовательно согласуются с положениями марксистско-ленинской политической экономии.