Александр Блок, Борис Пастернак, Марина Цветаева, Анна Ахматова, Иннокентий Анненский, Владислав Ходасевич, Осип Мандельштам - Поэзия Серебряного века

Поэзия Серебряного века



Анненский Иннокентий Федорович (1855-1909) – русский поэт, критик, драматург. Поэтический мир Анненского – зыбкий, размытый; в нем томится и тоскует усталая душа, не находя пристанища в реальном. Высокие переживания – глубокие и парадоксально-изысканные страдания, уклонение от счастья, мечты и «светлые миги» – не дают опоры бытию: они также призрачны, бесследны; их угасание, миражность – неизменный «атрибут» поэзии Анненского (Л.М.Шемелева).

Блок Александр Александрович (1880-1921) – русский поэт. Начинал в духе символизма. Лирика Блока, по своей «стихийности» близкая музыке, формировалась под воздействием романса. Через осмысление «страшного мира», осознание трагедии современного человека пришел к идее неизбежности «возмездия» (М.Магомедова).

Ходасевич Владислав Фелицианович (1886-1939) – русский поэт, критик, мемуарист. В его стихах сочетаются традиции русской классической поэзии с мироощущением человека XX века – трагический конфликт свободной человеческой души и враждебного ей мира. Творчески воспитавшийся в атмосфере символизма, но вошедший в литературу на его излете, Ходасевич, «выйдя из символизма, ни к чему и ни к кому не примкнул, остался навек одиноким» (Л.М.Щемелева).

Мандельштам Осип Эмильевич (1891-1938) – русский поэт. Начинал как представитель акмеизма. Поэзия насыщена культурно-историческими образами и мотивами, отмечена конкретно-вещественным восприятием мира, трагическим переживанием гибели культуры (М.Л.Гаспаров).

Ахматова Анна Андреевна примыкала к акмеизму. Сам факт существования Ахматовой был определяющим моментом в духовной жизни многих людей.

В поэзии Ахматовой просматривается верность нравственным основам бытия, психология женского чувства, осмысление общенародных трагедий 20 века, сопряженное с личными переживаниями.

В пастернаковском поэтическом видении мира все переплетено и взаимосвязано, любой предмет может приобрести свойства другого, находящегося рядом, а ситуации и чувства описываются с помощью нарочито "случайного" набора характерных признаков и неожиданных ассоциаций, насквозь пронизанных почти экстатическим эмоциональным напряжением, которое их и объединяет.

Поэзия Цветаевой свойственна исповедальность, эмоциональная напряженность, энергия чувства.

Наиболее яркими чертами самобытной поэтики Цветаевой явились интонационное и ритмическое разнообразие, стилистические и лексические контрасты, необычный синтаксис, ломка традиционной метрики, эксперименты над звуком.